«Двойник» Достоевского
В Новгородском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Двойник» по одноимённой повести Фёдора Михайловича Достоевского.
Московский режиссёр Иван Судаков и петербургский художник-постановщик Валерия Камольцева работали вместе впервые. Для дебюта они выбрали раннюю и малоизвестную повесть Достоевского «Двойник», в которой писатель соединил романтические тенденции в литературе XIX века со своими стремлениями заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души.
Главный герой – Яков Петрович Голядкин. Мелкий чиновник и одинокий человек. Он старается быть неприметным, но в душе растит большие амбиции. И однажды это рождает копию, смелую и наглую, которая в итоге вытесняет основную личность.
Проект стал победителем Всероссийского конкурса по поддержке театрального искусства в 2024 году. И реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
«В центре всех исследований Фёдора Михайловича – человек, который переживает, плачет, ошибается и не может разобраться в себе, – говорит режиссёр спектакля Иван Судаков. – Человеку нужен человек. На мой взгляд, эта тема актуальна всегда, но сегодня она стоит особенно остро».
«Двойник» – это постановка, погружающая в мир фантомов и серого Петербурга под музыку Петра Ильича Чайковского из балета «Спящая красавица». Авторы запирают зрителя среди маленьких домов и готических масок, заставляя наблюдать, как главный герой постепенно от бессилия сходит с ума.
«Эпоха «Двойника» – это время расцвета романтического балета, за которым лично наблюдал и Достоевский, – подчёркивает арт-директор театра Сергей Козлов. – Сюжет «Спящей красавицы» – готичный, как и наша постановка. В финале этого произведения к главным героям на свадьбу тоже приходят сказочные персонажи в масках».
«Я очень люблю масочный театр, но его сейчас мало кто делает, – рассказывает художник-постановщик Валерия Камольцева. – Мне хотелось поработать именно с большими головами, масками, с полуобъёмными щитами. И реквизит нашего «кукольного городка» может очень непредсказуемо менять своё предназначение – дом внезапно становится стулом, а стена – забором».
Визуальные эффекты как из фильмов режиссёра Тима Бёртона, классическая музыка Петра Ильича Чайковского и юмор Фёдора Михайловича Достоевского. За этим антуражем скрыта одна важная мысль, говорят создатели спектакля, – каким пагубным может быть влияние общества на человека. Эта тема будет особенно близка сегодняшней молодёжи. Ведь именно на такую аудиторию и рассчитан спектакль «Двойник».
Фото: Сергей Гриднёв/Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского